Волшебный мир бисера

Меню сайта
Реклама
Плетение бисером
Плетение бисером по схемам!
Более 100 схем!
Статьи сайта
Еще об истории бисера.
  
БИСЕР В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА

История бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов. У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.

С доисторических времен и до наших дней "бусины", вырезанные из камня или из костей и зубов животных, вызывали огромный интерес. Около 6000 г до н.э. в Сирии, Ливане и Турции зародились не только первые формы кустарного производства бусин, которые считались амулетами, но и торговля ими. Неизвестно, как, где и когда появилось стекло. Возможно, этому способствовали обмен товарами между Финикией, предлагавшей кремнистый песок, и Египтом, откуда поставляли натр (содержащий натрий и алюминий минерал, который использовался в качестве вещества для плавки при получении стекла). После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие, разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих. Самой старшей из всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы.

Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти фараонов - знаменитые усхи - ожерелья Солнца создавались не только из золота, но и из бисера. Бисерными сетками покрывали женские платья.

Большую роль в распространении стекла, а также стеклянных бусин и бисера сыграли финикийцы, превратившие их в предмет меновой торговли по всему Средиземноморью. Изготавливали бусины, наплавляя разноцветную стеклянную массу на костяной или каменный стержень. Предназначались они, как правило, для украшения облачений умерших и выступали в качестве искупительных даров.

В Месопотамии бусины не являлись амулетами, а служили уже показателем богатства и принадлежности их владельцев к состоятельным слоям общества Египтяне производили бисер, наплавляя стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, на кусочки кварца. Бусины под названием "фаянс" ценились очень высоко, в оправе из чистого золота их носили фараоны, считая амулетами. В III-II вв. до н.э. в Греции изготавливали бусины самых разных форм и расцветок. Предполагается, что крупнейшим центром их производства был остров Родос.

В период эллинизма (400 г до н.э.) самым оживленным центром изготовления бусин и бисера становится Александрия, где появляется новая техника "мозаичного стекла", основанная на использовании полых или цельных стеклянных трубочек разных цветов. Благодаря применению так называемого "мыла для стекла" (двуокиси марганца) римляне научились очищать стекло от цветных примесей, что позволило им получать образцы из мозаичного стекла, белого матового стекла и др. С изобретением стеклодувной трубки началось производство различных стеклянных сосудов для домашнего обихода.

Бусины, изготовленные на территории Римской империи (в Александрии, Антиохии и Риме) до 400 г н.э., высоко ценились благодаря качеству обработки и богатой цветовой гамме. Впоследствии александрийские бусы служили предметом подражания для производителей венецианского стекла.

В период античности центрами по производству стекла, а значит, и стеклянных бусин, служивших талисманами, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Для изготовления бусин применяли новые технические приемы, появились бусины "с глазком", "с изгибом", "с зубчиками" и "с перышком".

После падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок (остались лишь небольшие, нерегулярно действующие центры по обработке стекла в Малой Азии). Наиболее значительную роль в производстве стекла и бусин начинает играть Венеция, мастера которой взяли на вооружение все технические приемы обработки стекла, накопленные веками.

ВЕНЕЦИАНСКИЙ БИСЕР

Воинственные римляне, покорившие Египет, заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI в. центром художественного стеклоделия стала Византия. Византийцы широко использовали образцы Римской империи. Через Византию бисер попал в Венецию. Первые документы, свидетельствующие об обработке стекла в Венеции, относятся к X в. В них упоминается о производстве стеклянных сосудов в форме бутылки, предназначенных для домашнего обихода. В X в. начался настоящий расцвет бисерного производства. В 1221 г., согласно постановлению Большого совета, из-за частых пожаров все стеклодельные мастерские были перенесены из города на расположенный рядом остров Мурано. Долгое время он был единственным в Европе местом, где производили бисер. Венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. За разглашение технологии провинившемуся грозила смерть, а его близким - темница. В XIII в увеличивается число мастерских по производству стекла, многие из которых занимаются изготовлением бусин и бисера Венецианские производители стекла создали цеховую корпорацию, которую называли Школой. В конце XIII в. искусство "перлери" (так называли мастеров, изготавливавших бусы и бисер) настолько распространилось в Венеции, что в 1284 г. Корпорация производителей хрусталя контролировала продукцию стекольщиков, опасаясь подделок из стеклянного бисера, которые можно было принять за хрустальные бусины, применявшиеся для изготовления широко известных четок.

Венецианские бусы и бисер высочайшего качества, разнообразных цветов и оттенков развозились купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы украшали ими одежду, обувь, сумочки, чехольчики и другие изящные вещицы. Европейские путешественники и колонизаторы брали с собой бисер в дальние страны. Жителям Африки, Америки, океанских островов очень нравились яркие блестящие бусы. Они отдавали за них золото, пряности, меха. Туземцы с удовольствием заменяли традиционные бусинки из раковин, костей и семян на диковинные стеклянные бусины. Долгое время никто не мог ставить конкуренцию венецианским стеклоделам. Во многих европейских странах предпринимались попытки основать производство стеклянных бус и бисера, но эти изделия уступала качеству венецианским. Только в XVIII в. многочисленные попытки мастеров Тюрингии разгадать тайны венецианцев привели к изобретению легких дутых стеклянных бус - предшественников современных елочных украшений. А затем в Чехии талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера. Более того, они научились гранить его и покрывать эмалями. Выпускаемые в Богемии бисер и бусины отличались большим разнообразием цветов, размеров, форм и огранки. Настала очередь чешских мастеров скрывать от конкурентов известные только им секреты создания прекрасного бисера.

В дальнейшем бисер используется в основном для изготовления четок и для имитации драгоценных камней. Зачастую весьма трудно было отличить настоящий хрусталь от подделок. Не случайно в 1445 г. Сенат Венеции издал специальный указ, предусматривавший строгое наказание за подделку, причем не только для изготовителей, но и для распространителей фальшивых украшений. Во второй половине XV в. (к 1475 г.) зарождаются новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки, а затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму. Они назывались "патерностри" граненые, с розетками и "олдани". Так появились бисерщики, которые в 1604 г. объединились с производителями хрусталя в Корпорацию мастеров-изготовителей четок и цветного бисера. В Сан-Франческо (San Francesco della Vigna) цеха имели свою Школу и небесного покровителя - святого Антония.

В начале XVI в. появился новый способ обработки стекла, получивший название "над огнем", или "над лампой". Неизвестно, кто изобрел способ обработки бисера "над лампой", можно лишь предположить, что это были изготовители бисера для четок. При новом способе использовали цельную, а не полую стеклянную трубку, как при производстве "патерностри", и изготовлялся бисер над огнем лампы. Новый способ производства позволил получить разнообразные по цвету, форме и размерам бисерины.

Венецианский бисер очень высоко ценился и приобрел мировую известность. В XVII и XVIII вв. благодаря особой технике и использованию некоторых материалов (предположительно воска, серебра и рыбьей чешуи) удалось создать стеклянный бисер, который имитировал знаменитые бусины, изготовленные мастерами из мусульманских стран. И тогда правительство Венеции вновь издало строжайшие законы, запрещавшие мастерам раскрывать свои секреты.

РУССКИЙ БИСЕР

Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие монголо-татар прервало развитие ремесла на Руси.

С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. Он написал поэтическое "О пользе Стекла".

В 50-х гг. М.В. Ломоносов получил на своей фабрике, расположенной под Петербургом в Усть-Рудице, первую стеклянную продукцию. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского ученого. Некоторые виды бисера и стекляруса Ломоносовской фабрики не имели иностранных аналогов. Но вскоре после смерти Ломоносова, в 1768 г., фабрика закрылась. Позднее в бисер невысокого качества изготовляли в кустарных мастерских.

В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.

В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.

И в городах, и в дворянских усадьбах был распространен обычай дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками. Кроме того, изделия предназначались для благочестивых вкладов или пользовались в домашнем обиходе.

Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака. Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауеме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
 
БИСЕР В СРЕДНИЕ ВЕКА

Слово "contena" происходит либо от старинного "contigia", что означает "украшение" и указывает на использование бусин для ожерелий, либо от слов "contare/contante" (считать/счет), так как у некоторых народов бусы имели хождение вместо денег. Бусины "контерие" изготавливают путем обработки полой стеклянной трубки в особых печах. Весь цикл производства доверяется одной "смене" - группе работников в составе мастера, двоих помощников, волочильщиков и того, кто начинает работу - готовит минеральную смесь, которая плавится, превращаясь в стекло.

Способ изготовления бисера "над лампой", изобретенный в XVI в., получил свое название от слова "lume" (лампа), которую использовали для наплавки слоя стекла на железную проволоку с огнеупорным покрытием. Пламя лампы раздували путем нагнетания воздуха в мехи. Этим способом обработки. не менявшимся в течение нескольких веков, мастера изготавливали как одноцветный так и бисер, на поверхность которого наплавлялись слои стекла разных цветов, а также цветочные аппликации с вкраплением других декоративных элементов. На рабочем месте мастерицы на расстоянии ее руки располагались куски медной проволоки, стеклянные трубки разной толщины и различных цветов, плоскогубцы, тонкие нити из цветного стекла или филиграни, минерал авантюрин в порошке или в виде палочек листочки чистого золота и серебра и газовая горелка, Струя воздуха направляла пламя (около 800-1000°С) в сторону печи из огнеупорного камня размещавшейся напротив мастерицы. Работница, находясь за защитным стеклом, нагревала стеклянную палочку, которую держала в правой руке, а на медную проволоку в левой руке наплавляла стекло.

Так изготавливался одноцветный бисер. Для многоцветного бисера подготавливалась основа из стекла пастельных тонов, которая покрывалась слоем прозрачного стекла. Используя тончайшие нити из цветного стекла в качестве кисточек, мастерица украшала бисер точками. Стекло формировалось еще горячим. По окончании работы бусина погружалась в золу, где медленно остывала, чтобы избежать трещин. Из остывшей бусины удалялась медная проволока (вытравливалась кислотой), а отверстие оставалось.

В 1648 г. производители бисера, состоявшие в Корпорации мастеров-изготовителей четок и цветного бисера, из-за разногласий между представителями двух ремесел вышли из этой организации. Общими для двух гильдий остались только Школа и святой покровитель. В 1606 г. только в Венеции насчитывалась 251 мастерская по изготовлению стеклянного бисера, в 1764 г. их число сократилось до 22, а в 1836 г. из-за войны между Францией и Австрией их осталось только 12. После войны производство стекла и стеклянного бисера стало развиваться вновь.

В первой половине XIX в. появились первые машинные способы изготовления этого "модного украшения", вследствие чего украшения стали доступны широким слоям населения. Бисер снова вошел в моду и стал широко использоваться для изготовления кистей, пуговиц, пряжек, а также для украшения тканей одежды и драпировок, для отделки подушек. В период между 1867 и 1874 г. у французских мастеров повышенным спросом пользовались граненые бисеринки черного цвета. Но к 1888 г., когда истек срок торгового соглашения с Францией, вывоз бисера в эту страну прекратился. В 1920 г. кардинально меняется женская мода, и экспортные поставки снова возрастают. В 1898 г. на острове Мурано, куда было перенесено практически все стекольное производство Венеции, размещались три крупных стекольных завода по производству бисера, на которых было занято 433 работника и 268 работниц. И это, не считая многочисленных мастериц, работавших на дому. Сегодня их почти не осталось, а тогда при помощи длинных и тонких иголок, собранных в гребень, они нанизывали на специальные нити из хлопка крошечный бисер, который называли "бусинками священника" (в настоящее время он не производится).

БИСЕР В XIX-XX ВЕКАХ

В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например, Эмиль Галле и Тиффани. В двадцатые годы прошлого века бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды. Торговля бисером не прекращалась в течение всего XX столетия. Недавно вновь интерес к бисеру захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.

Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на водопады и языки пламени. Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки, а Осимар Версолато - пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан - целое платье. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки. Расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.

Современные дизайнеры осваивают новые материалы, изобретают технологии, но в поисках совершенства все чаще обращаются к прошлому. Особенно приятно, что не только российские мастера, но и такие мэтры мировой моды, как Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье, признаются, что их вдохновляют образцы русского искусства.
 
Источник http://beads.foxhole.ru/



Рассылка
Все о бисере. Уроки по вышивке бисером и бисероплетению. В каждом выпуске - новая схема для вышивки!
Реклама
Архив рассылки
Чудо-игрушка!
Схемы для вышивки
Фотошоп - быстро!
Статистика


Футболки!
Приветствую Вас Гость


Copyright MyCorp © 2017
Рассылка 'Волшебный мир бисера'